Синдром «мертвой матери»

Причины возникновения депрессии

Блог школы Методиум
Когда она была мне очень нужна, она отвергала меня, когда я не мог выносить ее, она давила на меня своим навязанным присутствием. Все мое существо полностью зависело от неё. Я не мог делать буквально ничего, что не имело бы ее одобрения или порицания. Даже в те дни, когда ее не было рядом, я ощущал ее взгляд, такой острый, обжигающий, испепеляющий меня до конца. Я погибал и снова воскрешался, я был уничтожен, опрокинут, растоптан, но я так жаждал ее любви и принятия, что был готов снова и снова умирать и восставать из пепла, в надежде на то, что когда нибудь придёт тот долгожданный день, и она поймёт, что я нужен ей. Именно эта надежда и придавала мне смысл просыпаться утром, и продолжать двигаться дальше. Но с каждым приходящим днём, по мере взросления, я понимал, что это всего лишь иллюзии, что никто так не может жить, и все счастливые семьи, дети, которые получают любовь, это ложь. Никто, не вправе получать ее, никто не умеет ее заслужить. И так, со временем, я узнал, что такое депрессия. Это ощущение оцепенения во всем теле, заторможенность реакций, нарушение моторики, панические атаки. Это подступающая тошнота каждый раз когда тебя накрывают мысли о своём существовании, предназначении, о смысле своего появления на свет. Поскольку вся моя прошедшая жизнь была пронизана разочарованием, любые воспоминания пророчили опустошение и боль… . Есть много концепций описывающих причины возникновения депрессии, но одну из главных занимает теория «мертвой матери» французского психоаналитика Андре Грина. В данной теории описано как ранние близкие отношение матери и ребёнка основанные на привязанности могут влиять на будущее психическое здоровье взрослого человека, его адаптивные, социальные и личностные качества. Если в отношениях матери к младенцу отсутствует любовь, тепло, нежность, если нарушена глубокая эмоциональная связь, то ребёнок воспринимает мать образно безжизненную, не способную удовлетворить те потребности, которые ему необходимы, и которые он должен получать, жизненно важные аспекты любви, благодаря которым у ребёнка формируется самоидентичность и позитивная картина мира. Мира, в котором его принимают и любят. Часто, в историях пациентов, находящихся в состоянии депрессии, я наблюдаю эмоциональную отстранённость, холодность в их отношениях с матерью, примерно с того момента, когда они вступили в латентную фазу развития. Мать – ребёнок – взрослый. Матери пациентов были не способны в достаточной мере выполнять свои обязательные функции по отношению к своему ребенку, быть достаточно «хорошей матерью». Если мать, до рождения ребёнка, в период беременности, после родов, испытала сильное потрясение (потеря, длительный стресс, глубокое разочарование, смерть близких, выкидыш, ПАС – пост абортный синдром, продолжительная тяжёлая болезнь) то она оказывается в состоянии глубокой депрессии, безысходности и отчаяния. Не в состоянии с этим справиться, матери сдерживают все негативные эмоции и чувства в себе, и не могут полноценно выполнять материнскую роль в отношении своего ребенка. Не в силах адекватно и спокойно реагировать на его жизненного необходимые потребности (плачь, расстройства сна, колики, капризы), иногда и вовсе теряют всякий интерес к младенцу. Мать может автоматически продолжать заботиться о ребёнке, ухаживать, кормить, но у неё атрофирована всякая способность на безусловные истинные чувства любви и принятия по отношению к ребёнку. Но она также и не способна выражать свои депрессивные чувства, гнев, злость, обиду, и боль. Для ребёнка, потеря безусловного принятия, любви и заботы воспринимается как предательство, разочарование, и переходит в отчаяние и боль. Чтобы сохранить хотя бы частичку этой любви, ребёнок идентифицирует себя с матерью, становясь таким же, в попытке стать матерью самому себе. Равнодушие и холодность два качества которые в дальнейшем будут сопровождать взрослого человека, такие люди вместо способности в полной мере ощутить любовь и тепло, будут всегда обесценивать людей и значимость отношений. В силу того, что причина депрессии матери так никогда и не станет ему известна, у ребёнка будут формироваться компенсаторные функции, такие как эмоциональный интеллект и фантазирование. Они будут стараться предугадывать мотивы поступков и желания других людей, угождать, и делать все, чтобы нравиться другим. Такие пациенты не всегда осознают причину своих обращений, либо, зачастую запрос в терапии имеет совершенно другой характер. Поскольку эти негативные чувства не были проработаны, не были подняты на поверхность, человек может воспринимать это как некоторую временную проблему, которую с истинным энтузиазмом готов проработать. Терапия пациентов с такой проблематикой обычно продолжительна во времени. Имея негативный опыт в отношениях с матерью, они проецируют их на терапевта, часто обесценивают, либо ждут отвержения. Опыт терапевта, глубокая его заинтересованность, и вера пациента в собственные силы, помогут исследовать причины и истоки проблемы, осознать их, вместе с терапевтом вновь прожить эти эмоции, выразить чувства и начать новый путь, наполненный любовью и принятием.

МАМА, РАБОТА И ВОСПИТАНИЕ
Могут ли женщины работать в декрете
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Хотите инвестировать лучшее в будущее своих детей - тогда эта статья для вас
МАТЬ ТИРАН
Последствия и детские травмы
Больше статей